Богдан Грицовец, основатель школы IT-Generation, золотой медалист, победитель олимпиад по физике, математике и информатике, разработчик собственных игр делится своим опытом обучения детей программированию через интернет и, самое важное, обучению без стресса, конкуренции и оценок.
Богдан Грицовец. Фото: личный архив
Программировать я начал еще в школе, когда записался на факультатив по программированию. Это занятие меня настолько увлекло, что я участвовал во всех гродненских соревнованиях и олимпиадах, и даже после школы поступил в БГУИР на факультет информатики. И попался такой преподаватель, который изменил фокус моего внимания: «Половина из вас, скорее всего, через 5-7 лет станет не программистами, а, например, менеджерами. Поэтому, учитесь работать в ворде, быстро набирать на клавиатуре, изучайте тайм-менеджмент».
Сан Саныч, так его звали, был назначен руководителем бизнес-инкубатора. Я помогал ему организовывать IT-ивенты, а он рассказывал мне, как «делаются дела» и учил искать смысл в том, что я делаю: «Ну вот будет тебе 30 лет. Чем ты сможешь похвастаться? Тем, что написал 30 тысяч строк кода?»
Сегодня я программирую почти каждый день. Но уже с другой мотивацией.
От простого учителя-программиста до создания собственного бизнеса
На 5-ом курсе я устроился преподавателем на курсы программирования для детей.
Богдан Грицовец. Фото: личный архив
Проработав некоторое время, я понял, что хочу немного другого подхода в обучении. С одной стороны, вроде бы все было хорошо, но, с другой стороны, мои просьбы к руководству изменить некоторые моменты в организации занятий «зависали в воздухе».
Я принял решение организовать для детей собственные занятия по программированию игр. Попробовав несколько программ, я выбрал Scratch, как наиболее понятную и простую среду для обучения. Арендовал по выходным дням компьютерный класс, набрал небольшую группу детей и уволился с работы. А через некоторое время уже смог позволить себе обустроить свой собственный компьютерный класс.
О детях
Дети на самом деле все очень и очень разные. Самому младшему моему ученику – 7 лет, а самому старшему – 16. Причем, возраст, скорость мышления и быстродействие абсолютно не зависят друг от друга. Одни быстро соображают, другим надо больше времени. Одни любят делать всё по инструкции, другие – изобретают велосипед.
IT-Generation класс. Фото: личный архив
Еще преподавая на курсах, я заметил, как быстро угасает интерес детей, если их постоянно не подпитывать вдохновением. Как они могут отвлекаться друг на друга в процессе обучения и начинать страдать «ерундой» и баловаться во время занятия. Поэтому, учитель должен всегда контролировать урок и видеть, что находится на мониторе каждого ребенка, чтобы вовремя помочь ему решить какую-то задачку или загрузить его следующей задачей, если он быстрее других справился.
В IT-Generation мы учимся программировать, создавая игры. Ведь создавать свои игры по своим правилам, делиться ими с друзьями, а потом в них играть – это то, что нравится детям!
А еще больше самих детей, оказываются довольны их родители. Ведь дети не впустую тратят время у компьютера, а программируют непростые проекты. Причем часто родители ничего не понимают в программировании.
По сути, дети учатся именно логике программирования, что в последующем поможет им писать короткий и внятный код на том языке, который они будут в дальнейшем осваивать или с моей помощью, или в уже самостоятельной взрослой жизни.
Об обучении через интернет
Проводить онлайн – уроки я начал буквально в начале лета. Вообще, преподавать онлайн я собирался изначально, но год назад не нашел отклика и спроса у родителей моих учеников. Им хотелось, чтобы дети приезжали на уроки, они считали это правильным. Но сегодня все изменилось.
Богдан Грицовец. Фото: Дмитрий Солушко
В июне ко мне пришел отец моей ученицы и попросил меня заниматься с его дочерью по скайпу:«Деревня, свежий воздух. Да, это все отлично. Но хочется ещё нагрузки на мозг. А моей дочке нравятся ваши занятия». И я понял, что продвинутые 30-40-летние родители созрели к обучению онлайн своих детей.
Сарафанное радио сделало свою работу. У меня появились ученики не только из Беларуси, но и из США, Канады, России и других стран.
Сначала я работал только с русскоговорящими детьми, но потом в одной из моих групп появился англоязычный ребенок и мы начали проводить уроки на английском языке. Я и моя коллега быстро вспомнили, чему нас учили по английскому в школе и университете.
Летом у меня были преимущественно занятия через интернет. Хотя, некоторые родители, из Минска, предпочитали все же привезти ребенка на первый урок в «живой» класс.
Ну а детям, конечно, больше нравятся онлайн-уроки! Не надо никуда ехать. Все тоже самое и дома!
Skype-урок vs Урок в классе
Для себя я отметил значительные плюсы в онлайн-обучении:
Во-первых, дети не отвлекаются друг на друга. Каждый из них сосредоточен на своей задаче. Урок организован таким образом, что я вижу экран каждого своего ученика, знаю, что он делает, помогаю ему на каких-то этапах, консультирую.
II-Generation класс. Фото: личный архив
Во-вторых, дети получают индивидуальный урок. Ведь они не видят и не слышат друг друга, только своего учителя. Не отвлекаются разговорами. Их настолько затягивает, что вместо 2-х часов, уроки наши длятся и 2,5 часа. Я же не могу им сказать, что время вышло и тем самым прервать процесс и охладить желание.
В-третьих, нет конкуренции между детьми и психологических проблем, что кто-то хуже справляется, кто-то лучше. Каждый ребенок уникален и каждому необходим свой подход. Никто не любит, когда его сравнивают с кем-то другим. Это угнетает, я видел на конкретных примерах, когда дети думали о баллах, а не о том, что они делают. Поэтому у меня нет оценок и какой-то шкалы баллов, что является отвлекающим и нервирующим фактором в обучении детей, я считаю.
Ну и наконец, у меня всегда есть свободный онлайн-класс! И я всегда могу организовать урок.
О личном
Наверное сейчас я отдаюсь преподаванию, потому что в свое время в школе пережил "боль", которая до сих пор подсознательно меня питает.
Несмотря на то, что в итоге я закончил школу с золотой медалью, было очень много вещей, которые меня раздражали во всей этой образовательной системе. И хотелось бы, чтобы мои дети не проходили через весь этот ужас.
Скрин игры "Заботань"
Скрин игры "Заботань"
Скрин игры "Заботань"
Меня всегда волновало, почему мои одноклассники так увлечённо играют в игры, могут говорить о них часами? Вот бы учиться было бы так же весело и интересно, как играть в игры!
В 10 классе у меня родилась идея создать игру, в которой, чтобы победить нужно правильно отвечать на вопросы. Например, атакуешь врага и тебе «хоп» выскакивает вопрос: "Сколько корней имеет это квадратное уравнение?" Отвечаешь правильно – побеждаешь!
Уже в университете, на втором курсе, в ходе одного мероприятия Бизнес-инкубатора, которое я помогал организовывать, я поделился этой идеей с одним парнем. И следующие полгода мы командой из шести-семи человек, на голом энтузиазме, сделали полноценную игру для социальный сетей. "Заботань", называлась.
Это что-то вроде игры «Кто хочет стать миллионером». Только на два игрока. Отвечаешь на вопрос правильно - пуляешь в противника магический шар и у него отнимаются жизни. И так, кто кого быстрее "завалит". Вопросы были из школьной программы по математике, русскому, биологии и других предметов. Предоставлялась возможность выбирать предмет. И чем сложнее вопрос, тем, соответственно, больше урона наносишь противнику.
Богдан Грицовец. Фото: личный архив
Богдан Грицовец. Фото: личный архив
Это был крутой опыт! Мы выиграли 2000$ на конкурсе в Москве, и ещё $1000 в Минске. Сами пытались монетизироваться за счёт продажи полезных предметов в магазине (например, "перевёртыш" - твоему противнику придёт вопрос, перевёрнутый вверх ногами, в буквальном смысле). Но на оплату сервера уходило больше, чем мы зарабатывали. Поэтому через год или два проект закрыли.
Этой игрой мы хотели перевернуть представление об образовании. Хотели показать, что учиться может быть весело. Но потом я понял, что невозможно сделать игру или написать какую-то программу, и дети будут учиться. Важно, чтобы был живой преподаватель. Который направит, подскажет, поможет. А игры, они, подчиняются другим правилам. Я не любил игры за то, что они засасывают (и должны засасывать), и человек теряет кучу времени впустую. Мне это всё было противно.
Оглядываясь назад, вижу, что все программы, которые я создавал были связаны с образованием. Например, в девятом классе я написал программу, которая диктует диктанты. Проверяет текст, указывает на ошибки и ставит оценку.
Позже я защитил её в университете, как дипломный проект. А сейчас вот понимаю, что реально меняю представление людей об образовании. Кто бы мог подумать, что восьмилетнего ребёнка можно научить программировать по скайпу!
Беседовала Оксана Михайловская
Сообщество друзей bePaid
PS: Спросите меня как подключить свой бизнес к интернет-платежам или обратитесь к моим коллегам:+375 29 664-00-24